musings.ru

Незаконное начисление жку. Оспаривание незаконного начисления коммунальных платежей в суде

Несмотря на принимаемые государством меры по защите прав граждан в сфере ЖКХ, незаконное начисление платежей за коммунальные услуги остается крайне актуальной проблемой. Что делать, если квитанция на оплату коммунальных услуг чрезмерно завышена, а жалоба в управляющую компанию не дает результата?

В представленном материале постараемся разобраться, как доказать неправомерность расчета коммунальных платежей, и каким способом можно восстановить справедливость.

Расчет квартплаты

Оплата предоставленных коммунальных услуг и квартплаты является обязанностью каждого гражданина, проживающего в жилом помещении. При этом основания проживания не будут иметь существенного значения для определения состава коммунальных платежей, собственникам предстоит дополнительно вносить взносы за капитальный ремонт многоквартирного дома.

Начисления по коммунальным услугам осуществляются с учетом следующих особенностей:

  • при установленных приборах учета граждане платят только на основании показателей счетчиков по утвержденным тарифам;
  • при отсутствии приборов учета расчет осуществляется на основании нормативных показателей, которые зависят от количества жильцов квартиры и площади жилого помещения;
  • при расчете коммунальных платежей должны учитываться действующие льготы для отдельных категорий граждан.

Чаще всего случаи неправомерного начисления квартплаты связаны с техническими ошибками, которые допускают сотрудники предприятия ЖКХ, управляющей компании или расчетно-кассового центра. В этом случае даже устное обращение граждан позволит устранить нарушение и привести в соответствие расчет платежей.

Однако нередко существенное завышение квартплаты обусловлено неправильным применением тарифа или порядка расчета в квитанции. В этом случае управляющая компания может длительное время игнорировать законные обращения граждан, либо направлять в ответ банальную отписку.

Куда жаловаться на неправомерные начисления?

Чем скорее собственник или владелец жилого помещения установит неправомерность расчета коммунальных платежей, тем проще будет восстановить нарушенное право. Граждане имеют право обратиться с жалобой на незаконное завышение квартплаты в следующие органы:

  • управляющая компания, обслуживающая многоквартирное здание по договору;
  • предприятие ЖКХ, предоставляющее одну или несколько коммунальных услуг;
  • прокуратура РФ в лице территориальных органов;
  • Государственная жилищная инспекция.

Большинство спорных вопросов можно урегулировать путем обращения в управляющую компанию. Если УК ненадлежащим образом отреагирует на законное обращение граждан, ей грозит вынесение предписания об устранении нарушений и солидный штраф. При наличии трех предписаний УК может лишиться лицензии, поэтому в ее интересах объективно и своевременно рассмотреть жалобу.

Обращение в управляющую компанию

При установлении факта незаконного начисления квартплаты нужно незамедлительно обращаться в управляющую компанию. Обращение может осуществляться в устной форме на личном приеме у должностных лиц УК, однако только письменное заявление или жалоба поможет зафиксировать дату и повод предъявления претензии.

Заявление, подготовленное в письменной форме, необходимо подать в службу делопроизводства управляющей компании, либо направить документ по почте. В любом случае, нужно сохранить доказательства направления документов, чтобы впоследствии предъявить их в суд.

  • наименование и адрес управляющей компании;
  • сведения о заявителе и контактные реквизиты;
  • основания для обращения – конкретные факты неправомерного начисления платежей;
  • данные перерасчета, на основании которых заявитель установил нарушение своих прав;
  • данные о законности проживания в жилом помещении (договор соцнайма, свидетельство о праве, выписка из ЕГРН).

Важно! На поданное заявление должен быть подготовлен аргументированный ответ в срок, но не позднее 30 дней. Если управляющая компания проигнорировала заявление и вообще не предоставила ответа, руководителю УК грозит штраф на основании предписания Государственной жилищной инспекции.

Образец заявления

На нашем сайте можно скачать образец заявления в управляющую компанию по факту незаконного начисления квартплаты. Чтобы не допустить ошибок при заполнении этого важного документа, рекомендуем обратиться за помощью в его составлении к нашим специалистам.

Обращение в суд

Если управляющая компания не желает признавать свою ошибку и продолжает настаивать на правильности расчета, собственник вправе обратиться в суд за защитой своих интересов. Документы следует подать в районный суд, а надлежащим ответчиком могут выступать управляющая компания или предприятие ЖКХ.

Необходимые документы

Рассмотрение дела о перерасчете коммунальных платежей будет невозможно, если истец не представит надлежащий пакет документов. В его состав должны входить:

  • исковое заявление в двух экземплярах;
  • документы, подтверждающие законность проживания в жилом помещении (договор соцнайма, выписка из ЕГРН, свидетельство о праве);
  • справка о составе семьи;
  • квитанции на оплату коммунальных услуг, в которых выявлено завышение платежей;
  • контррасчет платежей, произведенный истцом;
  • копия заявления или жалобы, направленной в управляющую компанию по факту нарушений;
  • ответ на заявление, если управляющая компания его направила.

Помимо этого, могут понадобиться акты обследования жилого помещения, если незаконность расчета связано с фактическим отсутствием одной или нескольких коммунальных услуг. Также важным доказательством могут выступать результаты проверок со стороны прокуратуры или органов Государственной жилищной инспекции.

Если суд подтвердит незаконность начислений, управляющая компания будет обязана вернуть излишне уплаченные денежные средства или зачесть их в счет будущих платежей.

Образец иска

Типовой образец искового заявления о перерасчете платежей за коммунальные услуги можно скачать на нашем сайте. Обратите внимание, что в каждом конкретном случае основания для обращения в суд могут различаться. Мы рекомендуем перед составлением иска воспользоваться консультацией наших специалистов.

Начисления, если никто не прописан

Как установить неправомерность расчета квартплаты при отсутствии в квартире прописанных граждан? Если в квартире стоят приборы учета, то для большинства коммунальных платежей начисления будут отсутствовать. Исключение составят только платежи за тепловую энергию, так как они рассчитываются исходя из метража квартиры.

Если приборы учета в квартире отсутствуют, для начислений будут использоваться федеральные нормативы по каждому неучтенному виду услуг. Хотя они также зависят от количества зарегистрированных в квартире граждан, управляющие компании нередко умышленно используют устаревшие сведения о жильцах, чтобы установить максимальный размер оплаты. Если такой факт установлен, нужно незамедлительно обращаться в органы Государственной жилищной инспекции или в суд, так как с каждым месяцем задолженность будет только расти.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.


Решения судов, основанные на применении норм статей 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст. 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение

Ст. 156.1 ЖК РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Ст. 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги

Ст. 157.1 ЖК РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Ст. 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Судебная практика

    Решение № 21-885/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 21-885/2019

    Общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения ч.2 ст. 154 , ч.7 ст. 156 , ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162, п.7 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а», «б» п....

    Решение № 21-887/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 21-887/2019

    Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административные правонарушения

    Проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом По результатам проведенной проверки выявлены нарушения ч.2 ст. 154 , ч.7 ст. 156 , ч.2.3 ст.161, ч.2 ст.162, п.7 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а», «б» п....

    Решение № 3А-671/2019 3А-671/2019~М-666/2019 М-666/2019 от 20 сентября 2019 г. по делу № 3А-671/2019

    Постановление № 44Г-46/2019 4Г-1209/2019 от 20 сентября 2019 г. по делу № 2-2800-1801/2018

    Суд Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные

    9 015 рублей 69 копеек, пени на сумму задолженности с 27 сентября 2018 года по день фактического исполнения обязательства в размере, установленном пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Лангепасского судебного района от 7 ноября 2018 года исковые требования ООО «Концессионная Коммунальная Компания» удовлетворены. С Леонтьевой...

    Постановление № 4А-538/2019 от 20 сентября 2019 г. по делу № 4А-538/2019

    Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) - Административные правонарушения

    Части факта раскрытия информации, предусмотренной законом, в отношении товарищества собственников недвижимости «» , выявлен факт ненадлежащего исполнения обязанности по раскрытию информации, предусмотренной ч.2 ст. 155 , ч.10.1 ст.161 ЖК РФ, ч.4 ст.12 Федерального закона №209-ФЗ от 21 июля 2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ...

    Постановление № 4А-1400/2019 от 19 сентября 2019 г. по делу № 4А-1400/2019

    Иркутский областной суд (Иркутская область) - Административные правонарушения

    Факту повышения ООО «Веста ПКФ» тарифов на услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО «Веста ПКФ» на основании приказа генерального директора Рукосуева Е.В. от 14 декабря 2018 г. исключило из тарифа на услуги по содержанию...

    Постановление № 4А-377/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 4А-377/2019

    Калининградский областной суд (Калининградская область) - Административные правонарушения

    Проверка в отношении ООО «Уют-Сервис», по результатам которой актом проверки от 29 марта 2019 года установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пп. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пп. «б» п. 3, пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными...

    Постановление № 44Г-38/2019 4Г-702/2019 от 11 сентября 2019 г.

    Томский областной суд (Томская область) - Гражданские и административные

    Свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами обеих инстанций. Согласно части 1 и пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность...

    Решение № 3А-631/2019 3А-631/2019~М-627/2019 М-627/2019 от 11 сентября 2019 г. по делу № 3А-631/2019

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. Согласно статье 158 ЖК РФ и пунктам 21, 37 данных Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и...

    Постановление № 4А-408/2019 от 10 сентября 2019 г. по делу № 4А-408/2019

    Астраханский областной суд (Астраханская область) - Административные правонарушения

    Ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Субъектом данного правонарушения являются лица, осуществляющие обеспечение населения коммунальными услугами. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отношения между исполнителями и...

На основании действующего законодательства, жилищно-коммунальные услуги предоставляются населению по тем тарифам, которые регламентированы органами государственной власти. Когда выполняется расчет, учитывается количество человек, прописанных в квартире, площадь помещения и показания счетчиков.

Важно! Неправильное начисление коммунальных платежей, по мнению руководства служб, исключено, поскольку все манипуляции автоматизированы, и подсчет выполняет калькулятор.

На деле люди сталкиваются с тем, что в платежке указывается сумма, превышающая стоимость услуг ЖКХ. Чтобы не переплачивать за тарифы, пользователи должны знать, куда обращаться, если неправильно начисляют квартплату.

Как действовать при обнаружении ошибки?

Оплату коммунальных услуг обязаны осуществлять владельцы квартир полностью в период, установленный действующим законодательством. Управляющая компания или другая подобная организация, в свою очередь, должна предоставлять в полном объеме качественные услуги и производить правильные расчеты квартплаты.

Важно! Претензии со стороны пользователей возникают, если плата за коммунальные услуги превышает стоимость тарифов или цифра больше той, которая была в прошлом месяце. Если по ЖКХ выполнили неправильный расчет, нужно обратиться в соответствующую организацию.

Управляющая компания

Начисление квартплаты часто осуществляет расчетный центр. Такие манипуляции осуществляет компьютер, а не работники, но это не снимает ответственность с фирмы, если в платежке возникли ошибки. Если указана неправильная сумма, потребитель вправе жаловаться руководство. Отстаивать свои права гражданин может следующим образом:

  • узнать, какой размер платы по тарифам установлен на момент произведения расчетов;
  • сверить данные счетчика, указанного в квитанции, с показаниями самого прибора;
  • обратиться в УК лично или по телефону с целью исправления ошибки.

Если руководство предприятия отказало в перерасчете и сделало это незаконно, то пользователь имеет право подать жалобу в соответствующие органы.

Узнать действующие тарифы на квартплату можно в УК или ТСЖ.

Можно также узнать информацию в интернете.

Если неправильное начисление платы за коммуналку произошло из-за того, что пользователем были неверно указаны данные счетчика, то он должен обратиться в компанию с заявлением с просьбой выполнить перерасчет. После этого потребитель получит в день обращения на руки квитанцию с новыми данными или в следующем месяце придет платежный документ с урезанной суммой.

Органы контроля и надзора

Если неправомерные действия компании привели к ошибке в платежки и не признает своей вины, то потребители имеют право подать жалобу в соответствующие органы, контролирующие деятельность предприятий ЖКХ:

  • Роспотребнадзор. Следует обращаться, если ошибка расчета платы была допущена по вине организации.
  • Государственная жилищная инспекция. Помогает разобраться с перерасчетом квитанции, если неправильное начисление произошло по вине пользователя при неверном указании данных счетчика.

Прокуратура

Если УК неверно начислила квартплату и не делает перерасчет, то можно обратиться в прокуратуру. Эта организация пресекает любые нарушения закона.

Важно! Прокуратура сможет разобраться – правильно или неправильно выставлен счет. Если в ходе расследования выяснится, что подсчет тарифов был выполнен неверно, прокуратура выпишет предписание УК, обязывающее устранить ошибку. Оно подлежит обязательному исполнению.

После этого потребитель получит правильную квитанцию с адекватными тарифами.

Суд

Пользователь может обратиться с исковым заявлением на УК в суд. Здесь владелец жилья может получить не только перерасчет ЖКХ, но и компенсацию за моральный вред. Минус такого обращения заключается в том, что доказывать правильность своего требования будет истец. Для этого придется обращаться за помощью к профессионалам, поскольку представлять интересы УК будет юрист.

Для подачи иска требуется следующий пакет документов:

  • документы собственника квартиры;
  • платежки об оплате коммуналки;
  • копии заявлений в УК и решений, принятых на их основании;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Обновление статьи 157

Правительством РФ в январе 2017 года было внесено изменение в статью 157 ЖК Российской Федерации. Законопроект определяет тарифы коммуналки. Ранее была принята еще одна поправка. В ней регламентируется ответственность предприятий жилищного хозяйства за неправильное начисление по квитанциям и некачественные услуги.

Качество услуг и порядок расчета тарифов

В отредактированной статье говориться, что к качеству услуг будут предъявлены новые требования:

  • за перерывы в предоставлении услуг организации вменяется в обязанность выполнение перерасчета и выплата штрафа в пользу потребителей;
  • за некачественные услуги на организацию налагается штраф, и компания обязана сделать перерасчет квитанций;
  • расчет платы за квартиру выполняется на основании свидетельств приборов учета, которые потребитель указывает в квитанции, а если таковые не были установлены или пользователь , подсчет делается опираясь на действующие нормативы с возможностью применения повышенных тарифов.

Газ

Счет на газ начисляется на основании показаний приборов учета. Установка счетчиков на данный вид услуги не является обязательной в жилых помещениях, где не котла и газовой колонки, поэтому не во всех квартирах они установлены.

Важно! В этом случае расчет осуществляется по нормативам на каждого жильца, прописанного в квартире. Если в течение месяца происходили перебои с поставками газа, то владельцы квартир, в которых нет счетчика, могут подавать заявление на перерасчет, если его не сделала УК. В пользу потребителей с предприятия будет удержан штраф.

Электричество

Расчет за электроэнергию выполняется на основе показаний индивидуальных счетчиков и приборов общедомовых за места общего пользования для многоквартирных домов. Несоответствие в платежке может возникнуть из-за неправильного расчета общедомовых показаний. Если неверно посчитали данные, в следующем месяце пользователи могут рассчитывать на меньшую сумму в чеке.

Вода

Подсчет за пользование горячей и холодной водой осуществляется по показаниям двух счетчиков. Тарифы регламентированы Постановлением Правительства за номером 354, которое было принято 06.05.2011 года. Если пришла квитанция с завышенными суммами, можно обратиться с жалобой в Роспортреб надзор.

Отопление

Счет за отопление выставляется, исходя из площади отапливаемого помещения. Ошибка возникает, когда неверно рассчитали площадь. Необоснованное завышение платы происходит и в том случае, если теплоноситель в системе имеет температуру ниже нормы, или тепло подается с перебоями.

Коммунальные услуги

Важно! Если услуга оказывается некачественно, организация не может применять тариф за квартплату в полном объеме. Наказание за завышение счета регламентируется ФЗ РФ.

На организацию налагают штраф, и пользователи оставляют за собой право расторгнуть соглашение с этой компанией.

Компенсация за неверную платежку

Если ошибочное начисление квитанции произошло по вине УК, то наказать организацию вправе контролирующий орган. На компанию налагается штраф, размер его составляет 50% от суммы, которая была начислена сверх меры.

Когда неправильная квитанция приходит один раз, пользователи закрывают глаза на факт нарушения. Это часто влечет за собой то, что неверное начисление делают и второй раз и более. Чтобы такая ситуация не возникла, при первом обнаружении нарушения рекомендуется обратиться в УК или контролирующий орган, чтобы был выполнен перерасчет. Нельзя также самостоятельно изменять данные в платежке. Самовольные действия приведут к начислению пени.

Даны разъяснения по рассмотрению судами споров по оплате услуг ЖКХ и жилья гражданами-собственниками и нанимателями (по соцнайму) в многоквартирных домах.

Затронуты общие вопросы нормативного регулирования, некоторые процессуальные моменты.

Разобрана структура платы за жилье и коммунальные услуги, правила ее определения, внесения, перерасчета (в т. ч. в период временного отсутствия проживающих).

Отмечено, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме вносится независимо от факта пользования таковым (например, лифтом). Отсутствие письменного договора у собственника с управляющей организацией также не освобождает от внесения данной платы.

По ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы. Подчеркивается, что снижение платы возможно вплоть до полного освобождения от нее.

Кроме того, в таких случаях граждане могут предъявлять требования по Закону о защите прав потребителя.

Факт неоказания или ненадлежащего оказания услуг можно подтвердить не только актом, составленным исполнителем. Могут быть приняты во внимание любые допустимые ГПК РФ доказательства (в т. ч. показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта).

Поясняется, что платить за жилье и услуги ЖКХ нужно, даже если не соблюдена письменная форма договора соцнайма. Причем члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность при неоплате.

Лицо, принявшее жилье от застройщика, платит за содержание такого помещения и услуги с момента его передачи ему по акту (иному подобному документу).

Выделены некоторые нюансы, связанные с оформлением и выставлением квитанций на оплату. Подчеркивается, что потребителя не могут обязать получать квитанцию на оплату только в бумажном или только в электронном виде.

Рассмотрены вопросы предоставления мер соцподдержки в этой сфере.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 г. Москва "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Общие положения

1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

2. Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Органы местного самоуправления, например, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

3. На отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

Процессуальные вопросы

4. Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и 23, главы 11, 12 и 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).

5. Требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 121, абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).

В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен (статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного, производства.

6. При определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

7. По общему правилу, требования о взыскании задолженности по оплате нанимателями (собственниками) жилого помещения и коммунальных услуг рассматриваются по месту жительства ответчика (статья 28 ГПК РФ).

Иски нанимателей (собственников) могут также предъявляться в суд по месту жительства или по месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (часть 7 статьи 29 ГПК РФ).

8. При определении круга лиц, имеющих право на обращение в суд с требованиями, связанными с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, судам следует учитывать, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением на основании и в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

9. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:

Плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);

Плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).

10. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 ЖК РФ)).

От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (часть 9 статьи 156 ЖК РФ).

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.

11. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

12. Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

13. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.

В частности, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

14. Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

15. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 ГК РФ.

16. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

17. Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).

18. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 статьи 162 ЖК РФ).

19. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

20. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 ЖК РФ).

21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

22. При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»).

Внесение платы

23. По договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

24. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

25. Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ).

В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (статья 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

26. У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

27. Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).

По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

28. В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

29. Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).

30. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190-192 ГК РФ).

31. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).

На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

32. В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).

В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).

33. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3-6.1, 7, 7.1, 8-10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

34. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

35. Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

36. При выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, части 1, 1.1 и 7 статьи 162 ЖК РФ).

Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (части 3-7.1, 8-10 статьи 155 ЖК РФ, статья 10 и пункт 1 статьи 408 ГК РФ). В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.

37. Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

38. По смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.

39. Пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 ГПК РФ).

40. Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

41. К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Меры социальной поддержки

42. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13-15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

43. По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Следует учитывать, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации, а иностранным гражданам только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 12 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

44. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6-12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Так, иной порядок учета доходов граждан установлен пунктом 7 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки ее нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

45. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

46. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

47. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Зачастую как управляющие компании, так и другие организации, управляющие многоквартирными домами осуществляют свою деятельность недобросовестно — допускают неправильное начисление квартплаты.
В нашей статье мы разобраться с возможными мерами воздействия на них!

Что делать, если в квитанции за коммунальные услуги ошибка, куда обратиться, как оспорить квитанцию ЖКХ

Первым действием, которое должен совершить такой гражданин – обратиться напрямую в ТСЖ или управляющую компанию для того, чтобы пожаловаться, попросить сделать возмещение и возврат выставленных выплат и потребовать перерасчет платы.

Если данные действия ни к какому результату не привели, гражданин может установить справедливость путем обращения в Жилищную инспекцию, прокуратуру или суд, путем подачи исковой жалобы.

После установления всех обстоятельств дела, данные организации должны направить требования управляющей компании о устранении проблемы, об исключении или исправлении ложных сведений и выплате ему компенсации за ошибку в платежке (если она уже была оплачена гражданином).

Жалоба в прокуратуру на УК за неправильное начисление платежей

Прокуратура является высшим надзорным органом. Именно в нее могут обращаться граждане за обжалованием действий или бездействий различных органов государственной власти и юридических лиц.

Прокуратура имеет действенные меры воздействия на управляющие компании, в том числе в части направления требования в суд об их ликвидации, наложении на них штрафных санкций и др.

Предоставление необоснованной и незаконной платежки за коммунальные услуги может послужить поводом для обжалования путем подачи заявления. Гражданин может лично обратиться в органы прокуратуры или же собрать группу жильцов, которым также пришли необоснованные требования, и подать уже коллективную жалобу.

Можно подать жалобу путем личного посещения органа прокуратуры или же направить обращение через интернет.

В Роспотребнадзор или жилищную инспекцию

Прокуратура является не единственным способом воздействия на недобросовестные управляющие компании. Гражданин имеет право на обращение и в другие государственные структуры, например, в Роспотребнадзор или в Жилищную инспекцию.

Жаловаться и обращаться в данные органы по закону можно как с помощью личной подачи жалобы, так и с помощью использования интернет ресурсов. В жалобе необходимо указать на счета и суммы тарифов, которые существуют на сегодняшний день. Все это будет служить доказательствами незаконного начисления и не правильных расчетов.

Жалобы в данных органах рассматриваются в соответствие с федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан в РФ.

ФАС

Федеральная антимонопольная служба занимается вопросами ограничения монополий на рынках продажи товаров и предоставления услуг.

Подать жалобу на повышение оплаты и слишком завышенный расчет можно только в тех ситуациях, когда такие действия лишают граждан права выбора другой управляющей организации. Антимонопольная служба имеет право на применение комплекса мер по ликвидации организации с рынка и на запрещение учредителям создавать подобные коммерческие организации.

Закон о штрафах управляющих компаний

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность управляющих компаний, являются Постановления Правительства РФ. ЖКХ за неправильное назначение коммунальных платежей будут подвергаться достаточно серьезным штрафным санкциям.

Неправомерная высокая квартплата влечет причинение существенного ущерба населению. Именно поэтому на законодательном уровне не утихают споры по поводу того, что пора полностью ликвидировать управляющие компании, а именно их посредническую деятельность, между потребителем и поставщиком коммунальных услуг.

Предлагается ввести схему, по которой квитанции будут формироваться не управляющей компанией, а непосредственно энергоснабжающей организацией, горводоканалом и др.

Решаем вопрос через суд

Обращение в органы суда, пожалуй, самый действенный способ решения данной проблемы. Обращение в суд происходит путем подачи искового заявления, в котором обязательно должно быть указано следующее:

  1. Указание на стороны в деле (наименование управляющей организации, дом, конкретного жильца и др.).
  2. Описание существа возникшей проблемы (прислали неправильные данные о долгах; насчитали большую оплату за предоставление услуг; совершили иного рода нарушение).
  3. Указание на нормы закона, регулирующие данный вопрос.
  4. Просьба к суду разобраться и проверить порядок начисления платежей, а также наказать по данному поводу УК.
  5. Доказательственная база.
  6. Дата и подпись.

Обращение в суд (иск) можно подать как лично явившись в этот орган государственной власти, так и подать документ на сайте суда.

Иск к ТСЖ за неправомерное начисление коммунальных платежей

Иногда вопросами неправильного начисления платежей за предоставление коммунальных услуг занимается именно товарищество собственников жилья. Подать исковое заявление на них можно по тем же правилам, что уже были описаны выше.

В случае не предоставления или несвоевременного предоставления гражданам необходимой информации по оплате услуг за воду, газ и др., они могут ходатайствовать и о ликвидации договора между ними и ТСЖ и заключении нового соглашения, например, с управляющей компанией.

Образец иска на перерасчет квартплаты

Исковое заявление по вопросам того, сколько начислили процентов по долгам, как рассчитали квартплату и др., должно отвечать требованиям, закрепленных в статьях 132, 131 ГПК РФ. Помимо этого, для правильного изложения требований о перерасчете можно воспользоваться и материалами судебной практики, а особенно заявлениями, решение по которым было вынесено в пользу истца.

Обязательными доказательствами будут являться квитанции, собранные за несколько месяцев. В качестве свидетелей можно пригласить соседей, представителей ТСЖ и др. Отдельные требования к исковому заявлению были рассмотрены выше.

Инспекция по начислению квартплаты

Органом, обладающим функциями надзора в сфере жилищного хозяйства, является Жилищная инспекция. Она действует как на уровне федерации, так и в каждом отдельном регионе РФ. Обращаться в данный орган могут граждане, как в единоличном порядке, так и с помощью направления коллективных обращений. Можно предъявлять претензии по вопросам того, пришла ли квитанция, правильно или нет УК рассчитала расход бытовых благ, соответствуют ли тарифы предусмотренным законом ставкам, верно ли указано неоплаченное потребление и др.

Данный орган имеет право установить, по чьей вине произошла та или иная ошибка, какое наказание можно за это получить. Обжаловать решение жилищной инспекции можно в органе суда.

Ответственность

Законодательством РФ, а в том числе и отдельными постановлениями Правительства предусмотрено, что управляющая компания, недобросовестно осуществляющая свою деятельность, неправильно рассчитывающим плату за услуги, может быть привлечена к двум видам ответственности:

  1. Штраф.
  2. Лишение права заниматься данным видом деятельности (ликвидация).

Разберемся подробнее с данными мерами ответственности.

Штраф управляющей компании за неправильное начисление коммунальных платежей

Одним из самых применяемых видов наказаний является штраф. Он уплачивается управляющей компанией вне зависимости от того, уплатили ли они компенсацию самому гражданину.

Законом установлено, что управляющая компания обязана уплатить в доход государства пятьдесят процентов от суммы, излишне начисленной гражданину. Так, например, если управляющая компания прописала в платежке на 500 рублей больше, чем положено, то с одной квитанции она обязана уплатить 250 рублей.

Ложные сведения для субсидии на квартплату: наказание

Право социального обеспечения рассматривает в качестве мер поддержки для малоимущих граждан предоставление льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг. Зачастую недобросовестные граждане пользуются этим и предоставляют ложные сведения в качестве подтверждения данного права.

По сути, это является мошенничеством, но случаи привлечения лиц в этой ситуации к уголовной ответственности очень редки. Обычно граждан обязывают возместить неуплаченные ими вследствие субсидий денежные суммы.

Как выиграть дело

Судебная практика показывает, что никаких сложностей в том, чтобы выиграть дело по данному вопросу не возникает. Главное предоставить платежные квитанции и доказать факт неправомерности произведенных начислений. Не лишним будет и предъявить в суд переписку с управляющей компанией или же с ТСЖ.

Поддержка свидетелей также будет иметь решающее значение. Очень часто в данных делах применяются коллективные иски.

Заявление в УК по порядку начисления квартплаты

Для разрешения конфликта не обязательно сразу решать вопросы через суд или другие государственные органы. Можно попытаться урегулировать конфликт мирно. Одним из способов является направление в УК заявления с просьбой определения порядка начисления квартплаты.

В данном случае имеется в виду указание на то, по общедомовым или квартирным счетчикам измерения будет осуществляться контроль.

Скачать образец документа . ⇐

Судебная практика по делам о незаконных начислениях квартплаты

Для примера можно привести следующее дело. Свердловским областным судом рассматривался коллективный иск о возврате излишне уплаченных сумм за потребление воды. Суть дела состояла в том, что по техническим причинам, барак в свердловской области был полностью отрезан от воды на месяц. Граждане пользовались водой, которую брали у соседей.

Однако, управляющая компания начисляла плату не только за воду, но и за полив. Районным судом было принято решение в пользу УК. Суд в порядке апелляции изучил обстоятельства дела и пришел к выводу о том, что воды в доме действительно не было и начисление платы за нее, а, тем более, за полив, является незаконным.

Таким образом, с управляющими компаниями можно и нужно бороться. Законом предусмотрено множество способов воздействия, каждый из которых является очень эффективным.

Компенсация

В случае выявления факта нарушения правил расчета, как в Москве, так и в областных регионах РФ, гражданам не нужно бояться. Это относится и к случаям, когда данный факт был выявлен уже после полной оплаты указанной в квитанции суммы.

Если судом будет установлено, что платежи начислялись неправомерно, то гражданин имеет право потребовать возврата излишне уплаченных денежных сумм, а также потребовать компенсацию за незаконное использование чужих денежных средств в рамках гражданского законодательства. Но в начале, конечно же, постарайтесь обойтись без суда, обратившись в организацию, допустившую неточность в расчетах.

Загрузка...