musings.ru

Политико-административное понятие города. Политико-административное деление россии Изображение политического и политико административного деления территории

С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент «Политико-административное понятие города» из книги Макса Вебера «Город» . «Город» - четвертая книга «малой серии» Strelka Press. Первые три - «Исчезающий город» Фрэнка Ллойда Райта, «Урбанизм как образ жизни» Луиса Вирта и «Почему мужчина должен быть хорошо одет» Адольфа Лооса.

Политико-административное понятие города

Из того, что мы в нашем исследовании данного вопроса должны были говорить о «хозяйственной политике города», о «городской округе», «городских властях», уже видно, что понятие «город» может и должно быть введено не только в ряд рассмотренных до сих пор экономических категорий, но и в ряд категорий политических. Осуществлять хозяйственную политику города может и князь, к сфере политического господства которого относится в качестве объекта город с его жителями. Тогда хозяйственная политика города, если она вообще имеет место, проводится только для города и его жителей, но не самим городом. Так бывает не всегда. Но даже в такой ситуации город остается в той или иной степени автономным союзом, «общиной» с особыми политическими и административными институтами. Во всяком случае, мы можем констатировать, что необходимо строго отличать разобранное выше экономическое понятие города от его политико-административного понятия. Только в последнем смысле городу принадлежит особая территория. В политико-административном смысле городом может считаться и такой населенный пункт, который по своему экономическому характеру не мог бы претендовать на такое наименование.

В Средние века существовали «города» в правовом смысле, девять десятых или более жителей которых - по крайней мере значительно больше, чем среди жителей очень многих населенных пунктов, считавшихся в правовом смысле «деревнями», - обеспечивали себе пропитание исключительно продуктами своего сельскохозяйственного производства. Переход от такого «города сельскохозяйственного типа» к городу потребителей, городу производителей или торговому городу был, конечно, текучим (flüssig).

Однако каждое отличающееся в административном отношении от деревни и рассматриваемое как «город» поселение характеризуется обычно особым способом регулирования отношений владения землей, непохожим на поземельные отношения в деревне. В городах в экономическом смысле слова это обусловлено специфической основой рентабельности владения городской землей: это владение домом, к которому остальная земля лишь прилагается. В административном же отношении особый характер городского землевладения связан прежде всего с иными принципами налогообложения и одновременно в большинстве случаев с решающим для политико-административного понятия города признаком, выходящим за рамки чисто экономического анализа: с тем, что в прошлом, в Античности и Средние века, в Европе и за ее пределами город был своего рода крепостью и местом пребывания гарнизона. В настоящее время этот признак города полностью исчез. Впрочем, и в прошлом он существовал не повсюду. Так, он обычно отсутствовал в Японии. Поэтому можно вслед за Ратгеном сомневаться в том, существовали ли там вообще «города» в административном понимании [Карл Ратген, «Экономика и государственный бюджет Японии» (1891)]. В Китае же, напротив, каждый город был окружен огромными кольцами стен. Впрочем, там, по-видимому, и очень многие в экономическом отношении чисто сельские населенные пункты, которые и в административном смысле не были городами, то есть (как будет показано ниже) не служили местопребыванием государственных учреждений, издавна были окружены стенами.

В ряде областей Средиземноморья, например на Сицилии, человек, живущий вне городских стен, следовательно и житель деревни, земледелец, был почти неизвестен - следствие многовекового отсутствия безопасности. В Древней Греции, напротив, полис Спарта гордился отсутствием стен; однако другой признак города - местопребывание гарнизона - был для Спарты в специфическом смысле характерен: именно потому, что она была постоянным открытым военным лагерем спартанцев, она и пренебрегала стенами. Все еще продолжаются споры о том, сколько времени в Афинах не было стен, но в них, как и во всех эллинских городах, кроме Спарты, существовала крепость на скале - Акрополь; Экбатана и Персеполис также были царскими крепостями, к которым примыкали поселения. Во всяком случае, как правило, восточный и античный средиземноморский, а также средневековый город подразумевал крепость или стены.

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Государство объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация . Каждой из них свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

1.Принцип унитаризма (от лат. unitas - единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство - единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Унитарными являются большинство современных государств - Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и другие.

Скорее всего в государственно-территориальном устройстве стран мира в дальнейшем будет расширяться использование принципа федерализма.

2.Принцип федерализма (от лат. foederatio - объединение, союз) - система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.



Смысл федерализма: обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц - субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

Принципы федерализма: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия - федеративное государство (федерация).

Федеративное государство - одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Признаки федерации :

· Территория состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны.

· Субъекты не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

· Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

· Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права.

· В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

· Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.

· Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя - является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

Единая в основе сущность федерализма в различных условиях места и времени закономерно получает многообразные формы своего проявления. Любая отдельная федерация соединяет в себе:

1) общее (всеобщее) для всех федераций, выражающее сущность федерализма;

2) присущее только данной группе федераций, отражающее своеобразие формы проявления единой сущности федерализма у данной его разновидности - классический, дуалистический, монархический, республиканский, кооперативный (с акцентом на кооперацию усилий и интеграцию в ведении общегосударственных дел как смысла федерации) и др.

Понятие «модель федерации» выражает групповые особенности данного вида федерации в рамках его единой сущности;

3) единичное, индивидуально-специфическое, свойственное только данной конкретной федерации.

Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со времени государственных образований, а его научное осмысление и определение - в конце средних веков. С тех пор продолжаются дискуссии о сущности суверенитета и его субъектах.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. Souverainete - верховная власть, верховные права) - политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Идея суверенитета возникла в условиях, когда королевская (царская) власть вела борьбу, с одной стороны, с притязанием церкви, а с другой - со своеволием удельных князей (феодалов), продолжавших отстаивать свою независимость от сюзерена и не желавших покориться власти короля. В Московской Руси идея суверенитета верховной власти воплотилась в понятии и политической практике самодержавия (сам, один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV века, не означало неограниченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор как сословно-представительные институты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверенитете окончательно решен к XVIII веку в пользу верховной власти монарха (установление абсолютизма в большинстве стран Европы).

По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство - нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концепция неделимости государственного суверенитета как качественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее многонационального народа, выдвинутая российскими государствоведами Л. Карапетяном, И. Умновой, В. Чиркиным и др.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

· неотчуждаемость;

· неограниченность;

· верховенство власти;

· неделимость;

· неабсолютность власти;

· юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов;

· приоритет народного суверенитета.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов - около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого общества, так и политикой более могущественных государств по вовлечению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787), затем в Мексике (1824), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901), России (1918) и других странах. В современном мире из более чем 180 (200) государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях свыше 20 государств, охватывающих около 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.

Происходящая в мире динамика глобализации проблем и интеграции различных сфер жизнедеятельности народов обусловливает развитие конфедеративных политико-правовых форм в организации руководства мировыми процессами.

3. Принципконфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.). Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории;
  • неограниченное право выхода из союза;
  • центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства;
  • финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;
  • вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;
  • общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;
  • юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны - они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария фактически это федерация. Принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (развитие Европейского союза и т.д.).

3.3. Политический режим (от лат. regimen - управление) - характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества («политический климат» в стране).

Выделяют три типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный . Главный критерий

ого деления - наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического - многопартийность, наличие оппозиции; экономического - существование разных форм собственности, конкуренции; идейного - сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

1) Демократическийрежим :

· признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

· широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

· реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

· признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

· ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

· государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть – общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

· существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации, другие институты политической системы и гражданского общества;

· конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

3) Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Основные черты:

· государственная власть у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и есть, то формально («декорация»);

· государственное управление - сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

· полное огосударствление общества (этатизм);

· тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

· допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Было несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др.

Политические режимы в «чистом виде», в совокупности всех черт, проявляются нечасто. Существуют многочисленные разновидности режимов. Для их характеристики используются такие варианты в названиях:

2) либерально-демократический;

3) военно-бюрократический;

5) диктаторский (диктатура - режим, опирающийся на насилие);

6) деспотический (неограниченная диктатура одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии - тирания).

Политический режим не прямо зависит от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит, прежде всего, от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

Поли́тико-администрати́вная ка́рта

отражает политическое деление и политико-административное устройство какой-либо территории. На карте даются границы государств и входящих в них политико-административных единиц (субъекты федерации, штаты, провинции и т. п.), столицы и административные центры, а также другие нас. пункты и осн. пути сообщения. Площади политико-административных единиц обычно окрашивают в разные цвета. На политико-административной карте Российской Федерации в 2002 г. выделялись 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область и 10 авт. округов – всего 89 субъектов Федерации (по состоянию на 1 января 2003 г.). См. карту на с. 394–395

  • - ...

    Географический атлас

  • - на которой нанесены изохоры. Она отображает изменения стратиграфического интервала между двумя горизонтами: верхним - опорным и нижним - картируемым...

    Геологическая энциклопедия

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. -воспитательный, -просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ПОЛИТИКО- Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. воспитательный, просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - первая часть сложных прилагательных, пишется через...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол"итико-администрат"...
  • - пол"итико-воспит"...

    Русский орфографический словарь

"политико-административная карта" в книгах

Административная реформа

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

КАРТА 2. Обзорная карта.

Из книги Ржев - краеугольный камень Восточного фронта (Ржевский кошмар глазами немцев) автора Гроссман Хорст

КАРТА 2. Обзорная карта.

Административная география

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Административная география К концу IV в. территория империи делилась на четыре префектуры: Восток, Иллирик, Италия и Галлия, каждая из которых состояла из диоцезов. Префектура Восток, самая дальняя и самая большая, включала пять диоцезов: Египет (с Киренаикой), Восток, Понт,

Административная реформа

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Административная реформа Для удобства управления старые крупные провинции были территори­ально уменьшены, а число их увеличено и доведено до 100 (вместе с г. Ри­мом, составившим особый административный округ, - до 101). Во главе провинций стояли наместники под разными

Административная система

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система Инки несколько изменили и упорядочили соподчиненность провинциальных вождей, введя управление на основе десятичной административно-иерархической системы. Две самых низших ступени (руководители 5 и 10 домохозяйств) не были наследственными, и их

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

Административная система

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Административная система Василевс стоял во главе всей административной организации империи. Централизованное управление осуществлялось императорским дворцом, со временем специализировавшимся на разные ведомства.Дворец в административном отношении в первые века

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Политико-административная деятельность

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Политико-административная деятельность Кавказ хранит на своей земле следы глубокой древности. Почти все народы Старого Света, передвигаясь по Азии в Европу, оставляли на Кавказе поселения, которые, смешиваясь между собой и местными племенами, образовывали множество

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела, как в средние века, так и сегодня, пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности Интегральная карта – это четырёхсекторная карта, которая показывает, что у города есть и внешняя жизнь (физическая, осязаемая и объективная), и внутренняя жизнь (сознательная, незримая и субъективная). Своей

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута?

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута? http://www.voxpopuli.host44.pl/news.php?readmore=102Piotr GadzinowskiKarta Polaka czy Karta CwaniakaПоляк - это звучит ордой. Возвращается Карта Поляка. До 22 июня правительство передаст в Сейм проект закона. Зачем и кому необходима такая карта?

1.Политико-административные устройства государства

Все многообразие конкретных способов политико-территориальной организации власти в государственных образованьях может быть сведено к нескольким основным типам связей: централизации, децентрализации, автономии, местному самоуправлению, федерализму. Первые четыре из перечисленных типов характерны для простого или унитарного государства

1.Унитаризм

Большинство государств современного мира являются унитарными. Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. Оно делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделены собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие или органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

2.Федерализм

Большинство государств современного мира являются унитарными. Но к федеративным государствам относятся страны, являющиеся мировыми политическими и экономическими лидерами (США, ФРГ, Канада, Австралия), в которых живет чуть меньше половины населения планеты. Кроме того, федеративную форму государственного устройства провозглашает и Конституция России 1993 г. Все это делает необходимым рассмотреть особенности федерализма как способа территориальной организации государственно-политической системы, его предпосылки, преимущества и опасности применительно к мировой практике государственного строительства, т.к. это должно способствовать пониманию черт российского федерализма, тенденций развития российской государственности.

1)определение государственной власти как федеративной;

2)осуществление государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;

3)самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий;

4)формальное равноправие субъектов федерации;

5)право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий;

6)право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;

7)системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федераций;

8)обязанность субъекта сохранять целостность федерации и ее исторически сложившейся территории;

9)исключительное право федерации вступать в более крупные союзы;

10)невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо союзы за ее пределами

2.Функционально-структурная подсистема исполнительной власти

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным;

а) организационно - он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением,

б) функционально - его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно - распределительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально - культурной, административно -политической и других сферах жизни общества;

в) юридически - органы имеют свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого - либо иного органа.

Изучая современную картину функционирования исполни- тельной власти, необходимо отметить, сто в Конституции 1993 года нет достаточно полного системно - структурного определения исполнительной власти. К.С. Бельский считает, что "подобное определение составителям Конституции РФ не удалось потому, что они не имели четкого представления о функциях исполнительной ветви государственной власти Понятие "исполни- тельная власть" оказалось подмененным понятием правительство РФ".2 Можно сказать, что авторы Конституции пошли от обратного и признали, что исполнительная власть есть вся государственная власть за вычетом той, которую они предоставили Президенту, Федеральному Собранию и судебной власти.

Факторы, влияющие на развитие государства и его основных ветвей власти, а также задачи и способы государственного воздействия на процессы социального развития через государственные структуры можно сгруппировать по нескольким направлениям.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.

первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.

Вторая важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти. Как видно, данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.

Другая вспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему.

Особую роль в реализации основных функций исполнительной власти играет юрисдикция, осуществляемая его органами. Юридическая функция исполнительной власти может быть представлена как деятельность ее органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины, а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан.

Задачи управления экономической и политической жизнью страны требуют ее разделения на субъекты управления – особые территориальные единицы, по своей величине и целостности пригодные (удобные) для решения административно – хозяйственных задач.

Первое административное деление России провел Петр I, разделив ее на 8 областей. В правление Екатерины II страна была разделена на 50 губерний и к началу XX века состояла уже из 100 административных единиц. Современная по политическому устройству является федеративным государством, включающим 83 субъекта федерации с разными политическими правами на 01.04.2008 г.

Административными единицами считаются 47 областей, 8 краев и 2 города (Москва и ), которые прямо подчиняются конституции, парламенту, президенту России. Национально-территориальными единицами являются национальные образования, среди которых 21 республика, 1 автономная область и 4 автономных округа, имеющие больше политической самостоятельности. Такое «несимметричное» устройство страны сложилось исторически и связано с многонациональным составом ее населения. В общей сложности национально-территориальные образования занимают более половины % площади России, но в них проживает около 20% населения России.

Для целей управления удобно иметь административные единицы, сопоставимые по людскому, ресурсному и хозяйственному потенциалу. Однако в России, с ее большой неравномерностью в освоении и заселении земель, разница по этим показателям достигает 40–50 и более раз. При этом, чем больше площадь области, тем меньше плотность населения. Для Европейского региона характерны заселенные, небольшие по площади единицы, по мере движения на восток плотность населения в них уменьшается, а территория растет. В 2005–2006 гг. начался процесс слияния небольших автономных округов с соседними, более мощными областями и краями.

Вместе с тем, для управления региональным развитием ощущается потребность и в уменьшении числа единиц, и в их укрупнении, а также в их равном политическом статусе. Согласно теории управления, оптимальное число управляемых единиц составляет около 10–12. В печати обсуждаются сетки деления страны на 10, 20, 30 регионов (или губерний).

В настоящее время принято деление России на 7 , призванное укрепить влияние центральной власти в регионах. Однако эти округа не являются субъектами политико-административного управления страной.

Семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный), выделенных для удобства государственного управления не следует путать с экономическим районами (имевшими разные границы в разные периоды существования России (СССР)). Из всех федеральных округов лишь Дальневосточный совпадает с аналогичным экономическим районом. Экономические районы выделялись для выработки и осуществления однотипной государственной (региональной) политики для различных, но внутренне схожих частей страны.

Загрузка...