musings.ru

Верховный суд разрешил передавать объекты жкх в собственность без конкурса. Верховный суд разрешил передавать объекты жкх в собственность без конкурса В каких ситуациях льготы нет

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: : [email protected], web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» (ОГРН 1050301351319, ИНН 0317005960) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе в предоставлении муниципальной преференции от 03.08.2016 №04-30/4659,

при участии:

ответчика- Дондоковой И.В., представителя по доверенности от 11.05.2016 №06-86/2231,

установил:

Администрация муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» (далее- заявитель, Администрация) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее- Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной преференции от 03.08.2016 №04-30/4659.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление №67000804888786 от 20.10.2016), в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь частью 3 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании требование не признал, дал пояснения согласно отзыву на заявление от 05.09.2016 и дополнению к отзыву от 01.11.2016.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд установил следующее.

25.07.2016 Администрация муниципального образования городское поселение «Поселок Такисмо» обратилась с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о даче согласия на предоставление муниципальной преференции (л.д. 106-147, т.1).

03.08.2016 временно исполняющим обязанности руководителя Управления вынесено решение антимонопольного органа об отказе в предоставлении муниципальной преференции №04-30/4659.

Администрация, полагая, что указанное решение антимонопольного органа не соответствует требованиям закона, а также нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей Российской Федерации, статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из положений статей Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:

Оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

Наличие полномочий на его принятие у государственного органа;

Оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу пункта 5 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Департамент, действия которого оспариваются.

В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления Администрации о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Таксимовская коммунальная компания» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в виде предоставления права на заключение договора аренды муниципального имущества- объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, сроком на 1 год.

Частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Один из таких случаев предусмотрен пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и заключается в предоставлении указанных прав на имущество в порядке, установленном главой 5 Закон о защите конкуренции "Предоставление государственных и муниципальных преференций". Указанная глава 5 регламентирует предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции определен в статье 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой необходимо согласие антимонопольного органа на предоставление такой преференции в ответ на подачу соответствующим органом власти заявления с приложением документов, определенных в пункте 1 части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в части 3 настоящей статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов. В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, антимонопольный орган в течение десяти дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления. В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган в десятидневный срок с даты представления указанного заявления в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.

Представленный Администрацией пакет документов к заявлению о даче согласия на предоставление муниципальной преференции от 25.07.2016 №2457 соответствует требованиям части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, оснований для возвращения заявления без рассмотрения на основании части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции у антимонопольного органа отсутствовали. Оспариваемое решение ссылок на часть 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции не содержит.

Следовательно, обращение Администрации подлежало рассмотрению по существу с вынесением одного из решений, предусмотренных частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Часть 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции определяет варианты принятия антимонопольным органом мотивированных решений по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции:

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.

Как следует из материалов дела, антимонопольный орган в ответ на заявление Администрации о даче согласия на предоставление муниципальной преференции вынес решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции со ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, указав, что передача в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, введенных в эксплуатацию более чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, противоречит требованиям действующего законодательства.

Часть 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции в пункте 3 предоставляет право антимонопольного органа вынести решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены, в том числе в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как следует из заявления Администрации от 25.07.2016 №2457, целью предоставления муниципальной преференции является обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, в данном случае муниципальная преференция соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, право вынести решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган связывает с тем, что в данном случае ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Как указывалось ранее на основании части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67).

При этом указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 названной статьи).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции, действующей в период проведения конкурса и заключения спорного договора) (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные положения содержаться в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

Таким образом, если все объекты теплоснабжения. Водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае только концессионное соглашение.

Указанные выше положения законов вступили в силу 13.05.2013 в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 13.05.2013 до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3, 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3, 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Следовательно, возможность заключать договор аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на срок не более трех лет по правилам, предусмотренным, в том числе Законом о защите конкуренции была предусмотрена до 01.01.2015.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, для введения института концессий, путем проведения мероприятий по подготовке к заключению концессионного соглашения, ввиду чего обстоятельства, связанные с признанием конкурсов на право заключения концессионного соглашения несостоявшимся, не являются обстоятельствами, позволяющим заключить в отношении указанных объектов договор аренды путем предоставления муниципальной преференции.

Поскольку, разница между датой ввода в эксплуатацию объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, указанных в заявлении о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, и датой обращения в антимонопольный орган с указанным заявлением превышает пять лет, а для передачи подобных объектов законом прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по концессионным соглашениям, то возможность передачи указанных объектов в аренду по муниципальной преференции, исключена.

Приходя к указанному выводу суд, в том числе принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу пункта 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения оспариваемого договора) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Из системного толкования норм части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях следует, что в рамках концессионного соглашения объекты коммунального хозяйства подлежат реконструированию силами и средствами концессионера.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).

Более того, Закон о концессионных соглашениях детально определяет конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заключение договора аренды муниципального имущества- объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, сроком на 1 год путем предоставления муниципальной преференции ООО «Таксимовская коммунальная компания» повлечет нарушение положений статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, не обеспечит достижение целей Закона о концессионных соглашениях, в том числе, экономически эффективного использования муниципальной собственности, и, соответственно, предоставление муниципальной преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.А.Логинова

Суд:

АС Республики Бурятия

Истцы:

Администрация Муниципального образования городского поселения Поселок Таксимо

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

Судебная практика по:

Признание договора купли продажи недействительным

Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ

УФАС России
О правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции


В Федеральную антимонопольную службу поступают обращения юридических лиц, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (далее - Объекты), путем предоставления, государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов. В целях единообразного применения антимонопольного законодательства ФАС России направляет настоящие разъяснения, одобренные Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от 18.11.2013).

Анализ практики территориальных органов ФАС России по согласованию предоставления преференций в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), свидетельствует о широком распространении случаев предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; и органами, местного самоуправления (далее для целей настоящих разъяснений - органы власти, заявители) преференций в. виде передачи хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования Объектами. При этом органы власти зачастую бездействуют в части проведения предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации процедур торгов и соответствующей оценки государственного или муниципального имущества.

Возможность предоставления указанных преференций мотивируется органами власти плохим техническим состоянием Объектов, что требует значительных финансовых вложений для обеспечения окупаемости вида деятельности, при котором они используются, а также временными и финансовыми затратами, связанными с процедурами оценки и регистрации имущества, необходимыми для проведения торгов на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами.

Вместе с тем, передача прав на указанные Объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Федеральным законом от 07.05.2013 № ЮЗ-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона установлено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

Частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В силу положений статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы власти обязаны осуществлять полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно положениям части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Как правило, в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в качестве целей предоставления таких преференций органы власти указывают установленные частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции цели, в том числе: охраны здоровья граждан (п. 12 ч. 1 ст. 19), защиты окружающей среды (п. 4 ч. 1 ст. 19), поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19), обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ч. 1 ст. 19).

При рассмотрении таких заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

В случае если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление преференции, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе, на основании пункта 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, продлить срок рассмотрения заявления и запросить необходимую информацию, В частности, целесообразно запросить у заявителя документы и информацию об обосновании предоставления хозяйствующему субъекту указанного преимущества, о мероприятиях, проведенных органом власти по исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами, соответственно, теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также о периоде времени, необходимом для осуществления органом власти таких мероприятий.

В случае если по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции в виде передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (в том числе по итогам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление такой преференции соответствует целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и не может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции исключительно при установлении в соответствующем решении ограничений, предусмотренных положениями пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:

1) Предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,

2) В течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и провести торги.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, орган власти, по заявлению которого принято такое решение антимонопольного органа, обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в месячный срок с даты предоставления преференции.

В случае неисполнения органом власти указанных ограничений, введенных решением антимонопольного органа, необходимо применять меры антимонопольного реагирования, в том числе в соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции.

29.06.2016 12:06, Республика Карелия, сайт:

Положения законодательства, касающиеся возможности передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций

В адрес Карельского УФАС России в настоящее время от Глав муниципальных образований поступают обращения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем передачи в аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности вышеуказанных образований с последующим предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения населению и организациям заранее определенным хозяйствующим субъектам.

Управление, рассмотрев данные обращения, приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции в связи с тем, что преференция не соответствует целям, указанным в части 1 стати 19 ФЗ «О защите конкуренции».

При принятии решения Карельское УФАС России руководствовалось следующим.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с ч. 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции , является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения без учета требований, предусмотренных ч. 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает 5 лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции» (в частности, п.9 ч.1 статьи 17.1). При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции, вместе с тем в статье 37 Закона о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций (Презентация о порядке передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов см. на сайте Управления/Аналитические материалы).

Статья посвящена одному из направлений работы ФАС России, связанному с предоставлением государственных и муниципальных преференций, что непосредственно затрагивает деятельность финансовых органов регионов и муниципалитетов. Владимир Александрович ШИПУНОВ , заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы

Органы власти в рамках реализации своих полномочий по разным основаниям и по различным процедурам передают хозяйствующим субъектам денежные средства, имущество, имущественные льготы, налоговые льготы, гарантии, иные объекты гражданских прав. Во многих случаях такая передача подпадает под понятие государственной или муниципальной преференции.

Составная часть любой государственной поддержки отдельных хозяйствующих субъектов — отрицательное влияние на конкуренцию в определенных сферах их деятельности. Однако в некоторых случаях государственная поддержка представляет собой полезный элемент национальной экономической политики (создание преимуществ отдельным категориям субъектов в ряде случаев совершенно оправданно и даже необходимо).

В связи с этим в 2006 году с вступлением в силу Закона № 135-ФЗ в российском законодательстве появилось понятие «государственная (муниципальная) помощь» (с 2009 года - «преференция»), что связано с обеспечением определенных хозяйствующих субъектов более выгодными условиями их деятельности. Ключевые признаки государственной и муниципальной помощи (преференции), на основании которых она подлежит антимонопольному контролю, следующие:

С момента введения указанной нормы ее сфера действия была расширена дважды: с 2009 года под данное направление антимонопольного контроля стали подпадать не только исполнительные, но и все органы государственной власти субъектов РФ, а с начала 2012 года под понятие преференции стало подпадать также предоставление государственных и муниципальных гарантий. Вместе с тем с начала 2012 года не является преференцией предоставление имущества и иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику определенного товарного рынка.

Нормой для государственного и муниципального служащего должно стать правило: хочешь дать преференцию хозяйствующим субъектам (передать деньги, имущество, дать гарантию и т. п.), помни: это может оказать влияние на конкуренцию - согласуй такую передачу с антимонопольным органом.

Как правильно предоставлять и использовать преференции

Шаг 1. Необходимо установить, подпадает ли предоставление имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав под понятие государственной или муниципальной преференции. При этом необходимо четко понимать, что является преференцией, а что нет. Преференцией не является:

  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов в случаях, преду-смотренных законодательством РФ, а также по результатам процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ);
  • передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
  • закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании закона или вступившего в законную силу решения суда;
  • предоставление имущества, льгот, денежных средств или иных прав в равной мере каждому участнику в определенной сфере хозяйственной деятельности (в терминах антимонопольного законодательства - каждому участнику товарного рынка).

Шаг 2. Установить, необходимо ли согласовывать предоставление преференций (имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав) с антимонопольным органом. Есть определенные случаи, когда согласование предоставления преференции с антимонопольными органами не требуется:

  • финансовое обеспечение непредвиденных расходов из резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством;
  • предоставление преференции на основании федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • предоставление преференции на основании закона (нормативного правового акта) о бюджете (при этом в законе (акте) о бюджете должны быть указаны порядок определения размера преференции и ее конкретный получатель);
  • предоставление преференции в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (данная норма действует с 2012 года);
  • предоставление преференции в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, - 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), если преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
  • Шаг 3. В Законе «О защите конкуренции» установлен исчерпывающий перечень целей, на которые преференции могут быть предоставлены:
  • обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • развитие образования и науки;
  • проведение научных исследований;
  • защита окружающей среды;
  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
  • развитие физической культуры и спорта;
  • обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
  • производство сельскохозяйственной продукции;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрана труда;
  • охрана здоровья граждан;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Шаг 4. Необходимо подать заявление в антимонопольный орган о даче согласия на предоставление преференции (по форме согласно приложению № 5 к приказу ФАС России от 16 декабря 2009 г. № 841). Важно понимать, что заявителем должен быть орган власти, предоставляющий преференцию, а не хозяйствующий субъект. К заявлению необходимо приложить ряд документов (см. справку 2).

Шаг 5. В срок не более месяца получить письменное решение антимонопольного органа:

1 о даче согласия на предоставление преференции;

2 о продлении срока рассмотрения этого заявления (не более чем на два месяца) с запросом дополнительной информации;

3 об отказе в предоставлении преференции, если преференция не соответствует указанным целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4 о даче согласия на предоставление и введение мотивированного ограничения в отношении ее предоставления для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

  • предельный срок предоставления преференции;
  • круг лиц, которым может быть предоставлена преференция;
  • размер государственной или муниципальной преференции;
  • конкретные цели предоставления преференции;
  • иные ограничения, применение которых влияет на состояние конкуренции.

Шаг 6. Если согласие на предоставление преференции дано с ограничением, в месячный срок представить в ФАС документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.

Шаг 7. Если будет установлено, что деньги, запрошенные на определенные цели, ушли по иному назначению или не используются, то хозяйствующему субъекту и органам власти, предоставившим преференцию, необходимо выполнить выдаваемое антимонопольными органами предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию.

К сожалению, указанные условия предоставления и использования государственных и муниципальных преференций выполняются не всегда, в связи с чем российским законодательством определен ряд санкций, установленных ст. 14.9, 14.32, 19.5, 19.8 Кодекса об административных нарушениях, преду-сматривающих как штрафы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (от 10 до 50 тыс. руб.), так и их дисквалификацию на срок до трех лет.

Структура заявлений о предоставлении преференции

В зависимости от целей предоставления структура заявлений о предоставлении преференции выглядит следующим образом:

  • наибольшее количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в 2011 году подано в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (6409 заявлений). По сравнению с 2010 годом количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций, поданных в указанных целях, увеличилось более чем на треть;
  • 484 заявления о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций подано в целях развития культуры, искусства и сохранения культурного наследия;
  • 419 заявлений - в целях социальной защиты населения;
  • 332 заявления - в целях производства сельскохозяйственной продукции;
  • 264 заявления - в целях охраны здоровья граждан;
  • 246 заявлений - в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • 135 заявлений - в целях развития физической культуры и спорта;
  • 92 заявления - в целях защиты окружающей среды;
  • 76 заявлений - в целях развития образования и науки;
  • 34 заявления - в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • 19 заявлений - в целях проведения научных исследований;
  • 18 заявлений - в целях охраны труда;
  • 11 заявлений - в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • 214 заявлений - в иных целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

Основной объем преференций предоставлялся на уровне органов местного самоуправления. В табл. 2 приведены данные об органах власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция за отчетный период, а также форма предоставления таких преференций.

Таблица 1. Результаты антимонопольного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций

Таблица 2. Органы власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция в 2011 г.

Всего передано имущества и иных объектов гражданских прав

Передача имущества (денежных средств)

Передача имущества (неденежных средств)

Иные объекты гражданских прав

Федеральные органы исполнительной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Органы представительной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Иные органы власти

Нарушения

За 2011 год антимонопольными органами рассмотрено 324 заявления граждан и хозяйствующих субъектов о нарушениях п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» (предоставление преференций в нарушение требований, установленных гл. 5 Закона «О защите конкуренции»). Из них:

  • по 12 заявлениям нарушение устранено до возбуждения дела;
  • по 149 заявлениям отказано в возбуждении дела;
  • по 178 заявлениям возбуждены дела.

По результатам проверок до возбуждения дела устранено 46 нарушений. Всего антимонопольными органами возбуждено 1037 дел по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», в том числе 859 дел в инициативном порядке. По результатам рассмотрения дел:

  • 101 дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения;
  • по 936 делам приняты решения о наличии нарушения.

По 697 делам выданы предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием в планах ФАС России - реализовать предложения по замене согласительной процедуры на уведомительную, а также разместить на сайтах органов власти информацию о предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной.

Загрузка...