musings.ru

Лишний контракт с единственным исполнителем. Превышение предельно допустимого объема закупок у единственного поставщика Постановление не вступило в законную силу

В соответствии с заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом совершать осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в услуги не может осуществляться путем ее приобретения у единственного контрагента; в таких случаях должны применяться конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): открытый конкурс, аукцион в электронной форме (электронный аукцион) или, при наличии соответствующих оснований и при соблюдении установленных ограничений, иные способы, предусмотренные осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные внимание, что по смыслу приведенной нормы заказчик в целях ее применения выбирает наибольшее из значений, ограничивающих годовой объем закупок: два миллиона рублей либо пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Следовательно, при осуществлении закупки у единственного контрагента с превышением наибольшего предельного значения годового объема закупок, определяемого согласно контракт должен заключаться по результатам одной из конкурентных процедур.

Полагаем, что в указанном случае судебная практика приходила по вопросу о заключении договора с единственным контрагентом в нарушение требований и ограничений, установленных ранее действовавшим выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - постановление Алтайского краевого суда от 14.03.2014 по делу N 4а-129/2014, решение Московского городского суда от 10.02.2014 N 7-595/14).

Кроме того, согласно признание недействительным такого определения означает, на наш взгляд, недействительность и контракта, заключенного в нарушение требований признание контракта недействительным повлечет применение правовых последствий недействительности другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные подписание акта заказчиком свидетельствует о потребительской воспользоваться. Следовательно, признание договора строительного подряда недействительной сделкой не является безусловным основанием для отказа от оплаты работ.

Та же правовая логика, основанная на общих для всех сделок нормах обязанности оплатить такому контрагенту фактически принятые товары (если их возврат поставщику невозможен), фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы или оказанные заказчику услуги.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Какая предусмотрена ответственность в случае превышения установленных нормативов при осуществлении закупок до 100 тыс. рублей?

Ответ

В этом случае должностные лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил выбора способа закупки. Такая ответственность предусмотрена ст. 7.29 КоАП РФ. Так как при превышении лимитов, установленных в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ заказчик должен был выбрать иной способ закупки или закупку у единственного поставщика по иному основанию, то выбирая рассматриваемое основание заказчик нарушает правила выбора способа закупки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

В АПК РФ жалоба, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях, именуется по-другому - заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. На практике используется такое название - заявление о признании незаконным и отмене постановления административного органа (далее - заявление).

Важно иметь в виду, что не вступившее в законную силу решение суда об отказе в признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности можно обжаловать в порядке апелляции, а вступившее - в порядке первой и второй кассации и надзора*.

Как последовательно обжаловать в арбитражном суде постановление административного органа о привлечении к ответственности

Постановление не вступило в законную силу

Однако по некоторым категориям дел решение суда первой инстанции можно обжаловать в суде кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным статьи 288 АПК РФ. Это такие дела, по которым в совокупности соблюдены три условия:

  • за совершение правонарушения законом установлено наказание только в виде предупреждения и (или) штрафа;
  • размер назначенного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для предпринимателей 5 тыс. руб.;
  • апелляционный суд принял постановление по итогам рассмотрения жалобы на решение суда первой инстанции.

Такое правило установлено в статьи 211 АПК РФ.

4. Если постановление и решение по его обжалованию, а также решение суда апелляционной инстанции будут оставлены в силе, то у лица появляется возможность обжаловать их в порядке второй кассации, подав соответствующую .

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019)

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей трехсот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования;

8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82

(см. текст в предыдущей редакции)

10) поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации;

12) заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами;

13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

15) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

16) заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

17) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, домом (центром) народного творчества, домом (центром) ремесел, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов), сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций (в том числе для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов) и костюмов материалов, а также театрального (концертного) реквизита, музыкальных инструментов, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;

19) заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

20) заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания);

(см. текст в предыдущей редакции)

21) заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание);

(см. текст в предыдущей редакции)

22) заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством , управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;

23) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;

(см. текст в предыдущей редакции)

24) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями статьи 92 настоящего Федерального закона по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в указанный федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55 , частями 1 и 3 статьи 79 , частями 18 и 19 статьи 83 , частью 27 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 , частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(см. текст в предыдущей редакции)

25.1) признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1 , и 5 статьи 55.1 , частями 1 - 3.1 статьи 71 частью 2.1 статьи 83.2 статьей 83.2

(см. текст в предыдущей редакции)

25.2) признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(см. текст в предыдущей редакции)

25.3) признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, и максимальному значению цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(см. текст в предыдущей редакции)

26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

28) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую один миллион рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83 , пункта 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 настоящего Федерального закона. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных;

(см. текст в предыдущей редакции)

29) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

30) определение поставщика, исполнителя распоряжением Правительства Российской Федерации по предложениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, помещениях для голосования, и услуг по доставке избирательной документации, документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, и иных отправлений избирательных комиссий, используемых при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 6 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;

32) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;

(см. текст в предыдущей редакции)

34) заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с правилами , установленными Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

35) заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;

36) заключение бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии;

(см. текст в предыдущей редакции)

37) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

38) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

(см. текст в предыдущей редакции)

39) заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, договор аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

(см. текст в предыдущей редакции)

40) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации;

41) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

42) заключение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальными органами контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в

Какая ответственность предусмотрена в случае превышения заказчиком лимита в 2 миллиона рублей, установленного п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Какие последствия влечет факт превышения государственным заказчиком установленного Законом о контрактной системе лимита закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Артем Барсегян.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. По смыслу ч.ч. 1 и 5 ст. 24, ч.ч. 1, 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот перечень является исчерпывающим. Иначе говоря, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка товара, работы или услуги не может осуществляться путем ее приобретения у единственного контрагента; в таких случаях должны применяться конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): открытый конкурс, аукцион в электронной форме (электронный аукцион) или, при наличии соответствующих оснований и при соблюдении установленных ограничений, иные способы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 48, ч.ч. 2, 3 ст. 59 этого федерального закона).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Обратим внимание, что по смыслу приведенной нормы заказчик в целях ее применения выбирает наибольшее из значений, ограничивающих годовой объем закупок: два миллиона рублей либо пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Следовательно, при осуществлении закупки у единственного контрагента с превышением наибольшего предельного значения годового объема закупок, определяемого согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если при этом отсутствуют иные предусмотренные ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ основания приобретения товара, работы или услуги у единственного контрагента, имеет место выбор заказчиком ненадлежащего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при таких обстоятельствах контракт должен заключаться по результатам одной из конкурентных процедур.

Полагаем, что в указанном случае должностные лица заказчика, ответственные за выбор контрагента, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, а в случае, если закупка должна была осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - по ч. 2 той же статьи, предусматривающей применение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. Аналогичные выводы представлены в судебной практике по вопросу о заключении договора с единственным контрагентом в нарушение требований и ограничений, установленных ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 94-ФЗ) (смотрите, например, постановление ФАС России от 09.07.2014 N АК115-14, решения Челябинского областного суда от 28.04.2014 по делу N 7-397/2014 и от 20.03.2014 по делу N 7-226/2014, постановление Алтайского краевого суда от 14.03.2014 по делу N 4а-129/2014, решение Московского городского суда от 10.02.2014 N 7-595/14).

Кроме того, согласно ст. 47 Закона N 44-ФЗ в случае нарушения положений главы 3 "Осуществление закупок" этого федерального закона, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица. Поскольку определение контрагента представляет собой совокупность действий, в которые входит и заключение контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), признание недействительным такого определения означает, на наш взгляд, недействительность и контракта, заключенного в нарушение требований Закона N 44-ФЗ (ст. 168 ГК РФ). К аналогичному выводу суды приходили и в отношении правовых последствий нарушения положений о размещении заказа, предусмотренных Законом N 94-ФЗ (постановления ФАС Уральского округа от 24.04.2012 N Ф09-2531/12 и от 27.04.2009 N Ф09-1493/09-С5, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 N 03АП-1945/14, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 18АП-4708/14, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 N 20АП-3052/12).

Отметим, что признание контракта недействительным повлечет применение правовых последствий недействительности сделки, предусмотренных ст. 167 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В п. 2 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда (направлен информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51) отмечено применительно к последствиям признания в конкретной ситуации недействительным договора строительного подряда, что возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен. Однако подписание акта заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ и желании ими воспользоваться. Следовательно, признание договора строительного подряда недействительной сделкой не является безусловным основанием для отказа от оплаты работ.

Та же правовая логика, основанная на общих для всех сделок нормах ст. 167 ГК РФ, по нашему мнению, может быть применена не только к договору строительного подряда, но и к иным видам гражданско-правовых договоров.

Таким образом, признание недействительным контракта, заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в нарушение положений Закона N 44-ФЗ, не освобождает заказчика от обязанности оплатить такому контрагенту фактически принятые товары (если их возврат поставщику невозможен), фактически выполненные подрядчиком и принятые заказчиком работы или оказанные заказчику услуги.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .

Лимит объема закупок у единственного поставщика по основанию п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиком отражается в плане закупок, плане-графике, которые утверждаются уполномоченным лицом заказчика.

Обоснование:

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика согласно ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон разрешает закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Тем не менее годовой объем таких закупок ограничен (за исключением закупок для нужд сельских поселений) и не должен превышать одного из следующих значений: 2 млн руб. либо 5% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ), составляя при этом не более 50 млн руб.

При этом, совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п.16 ст. 3, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

«Следует отметить, что понятие «совокупный годовой объем закупок» в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, определяется как объем закупок заказчика, предусмотренный планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую сто тысяч рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)» (Письмо Минэкономразвития России от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539).

Разъяснение по расчету СГОЗ дано в Письме Минэкономразвития России от 24.12.2015 № ОГ-Д28-16582, Письме Минфина России от 24.08.2017 № 24-01-09/54336. СГОЗ нужен при заполнении следующих документов:

  • планов-графиков, подготавливаемых на основании ст. 21 Закона № 44-ФЗ;
  • отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • СГОЗ используется при расчете:
  • минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ);
  • максимального объема закупок путем проведения запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ);
  • максимального объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным в п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

«При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 (ред. от 25.01.2017) «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», которые планируется осуществлять в соответствии со ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывается в плане закупок одной строкой в размере годового объема финансового обеспечения в отношении закупок товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (в случае заключения контракта в соответствии со ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)» (Письмо Минфина России от 16.06.2017 № 24-01-09/37707).

Таким образом, лимит объема закупок у единственного поставщика по основанию п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиком отражается в плане закупок, плане-графике, которые утверждаются уполномоченным лицом заказчика.

Требование к заказчику по изданию внутреннего акта, утверждающего максимальный объем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от СГОЗ законодательством о контрактной системе не предусмотрено. Решение об издании такого локального акта заказчик принимает самостоятельно в случае необходимости.

Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Загрузка...