musings.ru

Принцип взаимности и реторсии в мчп. Принцип взаимности в международном частном праве

Взаимность – принцип «ты - мне, я - тебе», но только какие-то блага.

Предоставление иностранному лицам каких-либо прав, наделение их обязанностями при соблюдении требования, что собственные граждане и организации данного государства будут обеспечены аналогичными правами в иностранном государстве, именуются взаимностью.

Виды взаимности:

1. Материальная

2. формальная.

Материальная взаимность – иностранным субъектом обеспечиваются на территории договаривающихся государств равная сумма правомочий, т.е. таких, которые передаются для своих граждан за границей.

Формальная взаимность – иностранным гражданам предоставляется те же права, что и имеющиеся у собственных граждан государства-партнера.

Реторсии – ограничения в правах ФЛ и ЮЛ других государств или иные мероприятия, возникающие в качестве ответа на действия 1 государства.Например введение визового контроля. Это ответные ограничительные меры.

Принцип взаимности в МЧП понимается в 2 смыслах :

· в широком – взаимное признание гос-амидействия их законов и тех прав, которые возникают на основании их законовиностранном госу-ве.

· в узком смысле – предоставление определенного режима (национального или наибольшегоблагоприятствования)

данный принцип как правило используется в двустороннихсоглашениях.

ГК РФ устанавливает презумпцию взаимности.

Реторсия – правомерные принудительные действия гос-ва, совершаемые в ответ на недружественный акт другого гос-ва, поставившего в дискриминационные условия физ. или юр. лиц первого гос-ва.

Цель применения реторсии – восстановления принципа взаимности

Проблема взаимности непосредственно связана с такой объективной реальностью современного мира, как взаимозависимость государств. Наше государство неизменно выступает за укрепление экономических, научно-технических, культурных и иных связей с другами странами, поскольку и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия. Равноправие находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов независимо от принадлежности государства к той или иной общественной формации. Без этого сотрудничество между странами невозможно.
В России признаются те права, которые возникают на основе иностранного законодательства. Во всех этих случаях следует говорить о взаимности в широком смысле. Доктрина международного частного права понимает взаимность и в более узком смысле, а именно как взаимное предоставление определенного режима (национального, наибольшего благоприятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.



Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего их государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве.

Вводя оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование определенными правами. Поскольку в законодательствах государств имеются значительные различия, в отношении взаимности возникают определенные сложности. Они состоят в следующем. В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «материальную» и «формальную». Термины эти чисто условные. Под «материальной» взаимностью понимается предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве. При «формальной» взаимности иностранным физическим и-юридическим лицам предоставляются правомочия, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.
С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности иностранным гражданам в РФ предоставляются права, которыми обладают российские граждане, в том числе и. те права, которыми они не пользуются в своем государстве. С другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законодательством.
В отношениях России с иностранными государствами во многих случаев взаимное предоставление физическим и юридическим лицам прав в одинаковом объеме невозможно в силу разных правовых систем.
Приведем конкретный пример. В большинстве государств существует право частной собственности на землю. В России хотя право частной собственности на землю и было предусмотрено (в отношении ее граждан в 1990 г.), такое право не предоставляется иностранцам. Значит, «материальная» взаимность, то есть предоставление иностранным гражданам, например гражданам Франции, права собственности в РФ на земельный участок, была бы нарушением основ нашего строя. Поэтому французский гражданин может обладать в РФ только такими правами, какие имеют в РФ другие иностранные граждане. Что же касается российского гражданина во Франции, то он должен иметь те права, которые предоставляются во Франции иностранным гражданам. Объем этих прав в РФ и во Франции фактически может и не совпадать. Речь может идти о предоставлении на началах взаимности либо национального режима, либо режима наибольшего благоприятствования.
Таким образом, взаимность в нашей практике в области международного частного права понимается главным образом как «формальная», а не как «материальная». Таково общее правило. В отдельных случаях, например в областях авторского права, налогообложения, возможно в соответствии с международной практикой применение «материальной» взаимности, что предусматривается в соответствующих законодательных актах. Не следует исключать создания определенного правового режима для хозяйственной деятельности иностранных юридических и физических лиц в особых экономических зонах. Но этот режим должен быть определен специальным законодательством (см. гл. 5).
2. В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, то есть о применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры, наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого государства или его граждан, то это последнее государство может принять ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение отмены ограничений, установленных первым государством.
Если по отношению к нашему государству, нашим организациям или нашим гражданам будет применяться какое-либо ограничение дискриминационного порядка, то в РФ также может быть применена ответная мера ограничительного характера по отношению к гражданам и юридическим лицам данного государства.



В наиболее общей форме этот принцип выражен в Законе о правовом положении иностранных граждан. Часть 3 ст. 3 этого закона предусматривает, что «в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ограничения». Статья 162 Основ гражданского законодательства 1991 года предусматривает предоставление прав иностранцам в области гражданского права, признавая их гражданскую правоспособность без требования взаимности, но в то же время в ней говорится следующее: «Правительством СССР могут быть установлены ответные ограничения в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности советских граждан и юридических лиц». Согласно постановлению № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г., на определенные периоды времени по отдельным товарам, странам и группам стран могли вводиться ограничения экспорта и импорта, в частности для принятия ответных мер на дискриминационные акции иностранных государств и (или) их союзов. В соответствии с положениями международного права применение ограничительных мер в отношении определенного иностранного государства (его органов, юридических лиц и граждан) в качестве реторсии (ответной меры) не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.
Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что не является дискриминацией, «если государство пребывания применяет какое-либо из положений настоящей Конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его представительству в аккредитующем государстве»

Реторсии!

По общему правилу применение иностранного права в России носит безусловный характер (т.е. не ставится в зависимость от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве российское право). Однако существуют исключения из данного правила (в основном они относятся к области интеллектуальной собственности).

Например: согласно ст.36 патентного закона РФ иностранные лица пользуются правами, предусмотренными данным законом наравне с гражданами и юридическими лицами России только в том случае, если это предусмотрено международным договором или на основе принципа взаимности.

В случае, если иностранное государство вводит какие-либо ограничения в отношении имущественных и неимущественных прав российских граждан и юридических лиц, Правительство России может вводить ответные ограничения в отношении граждан и юридических лиц соответствующего иностранного государства (данные ответные ограничения именуются реторсиями).

Реторсии - это ответные ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц в ответ на действия соответствующего иностранного государства.

Положение о реторсиях содержится в ст. 1194 ГК РФ.

Возможность введения ответных ограничений процессуальных прав иностранных граждан предусмотрена процессуальным законодательством (ст.398 ГПК РФ, ст.254 АПК РФ).

В науке есть и более широкое понимание реторсий. Реторсии - это ответные ограничения, которые могут касаться всего комплекса торгово-экономических отношений с соответствующим иностранным государством.

Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли против иностранного государства, если это иностранное государство не выполняет принятые на себя международные обязательства в отношении России или если иностранное государство предпринимает меры, нарушающие экономические интересы России и российских лиц.

Взаимность (по учебнику М.М. Богуславского)

В широком смысле слова - в России признаются те права, которые возникают на основе иностранного Законодательства

В узком смысле слова - это взаимное предоставление определённого режима (национального, наибольшего благоприятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам

Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определённых прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве.

В МЧП обычно различают два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность - это предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве -

Формальная взаимность - это предоставление физическим и юридическим лицам правомочий, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности иностранным гражданам в РФ предоставляются права, которыми обладают российские граждане (в том числе - и те права, которыми они не пользуются в своём государстве); с другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законодательством.

Взаимность в российской практике в области МЧП понимается главным образом как формальная.

Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица. Лишение и ограничение дееспособности физических лиц. Признание физических лиц умершими и безвестно отсутствующими.

Для участия в частноправовых отношениях на территории иностранного государства необходимо, чтобы ФЛ обладало соответствующей право- и дееспособностью. В МЧП дифференцированный подход к ФЛ, который находится в пределах юрисдикции конкретного государства. 3 категории :

1. отечественные граждане

2. иностранные граждане

3. лица без гражданства

На гражданина, находящегося вне юрисдикции отечественного государства, распространяется по крайней мере 2 правопорядка: национального государства и иностранного государства места пребывания.

По общему правилу гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

Для определение правосубъектности ФЛ – правила определения право- и дееспособности ФЛ. Правоспособность определяется либо исходя из личного закона ФЛ, либо исходя из национального правового режима. В РФ ст. 1196 ГК РФ: объем правоспособности ФЛ определяется с учетом их личного закона.

А) Правоспособность иностранных ФЛ может ограничиваться посредством установления перечня видов деятельности, в которых не м.б. занят иностранец (гос. служба, работа на предприятиях, связанных с гос. тайной, архитектурная деятельность; разработка недр, добыча полезных ископаемых, рыболовства, землепользование).

Б) Дееспособность подчиняется личному закону. Достижение совершеннолетия, лишение, ограничение дееспособности определяется законом, которому подчиняются вопросы личного статуса ФЛ в целом.

Определенные трудности при решении вопроса о применимом праве к вопросам дееспособности составляют ситуации, когда лицо имеет несколько гражданств или не имеет их в принципе. В данном случае повсеместно закрепляется правило,что дееспособность определяется исходя из постоянного места жительства ФЛ.

Предмет особого регулирования – в области предпринимательской и торговой деятельности. Ст. 1201 право ФЛ заниматься предпринимательской деятельностью без образования ЮЛ определяется по праву страны, где такое ФЛ зарегистрировано в качестве ИП. Если данное правило не м.б. применено в силу отсутствия обязательной регистрации, то применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ПД). Правовой статус ФЛ, в том числе вопросы право- и дееспособности, являются предметом регулирования двусторонних договоров о правовой помощи.

Спец. правила установлены в отношении ограничения и лишения дееспособности . В материальном праве государств существуют различные основания для ограничения и лишения дееспособности:

в целях достижения единообразия в данных вопросах – Гаагская конвенция об ограничении дееспособности совершеннолетних от 17 июля 1905 г. В соответствии с этой конвенции лишение и поражение в правах иностранца должно подчиняться его личному закону => основание данных действий и материальные условия также должны решаться на основе личного закона. В данном вопросе большое значение имеет вопрос о том, какое государство уполномочено применять лишение или ограничение дееспособности. В данном отношении наиболее распространенной нормой является положение о том, что компетентными учреждениями в данном случае является учреждение страны основного места жительства. В РФ установлены иные коллизионные правила: п.3 ст. 1197 ГК РФ подчиняет вопросы лишения и ограничения дееспособности российскому праву.

Также дополнительные правила установлены в некоторых двусторонних договорах РФ: Россйиско-Египетский договор от 23 сент. 1997 г. «О правовой помощи»: при ограничении дееспособности компетентным судом является суд той страны, гражданином которой является данное лицо. Т.е. в отношении рос-го гражданина египетский суд решение вынести не может.

Специальное коллизионное правило установлено в отношении института объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим. В данном случае: подобные материальные нормы существуют не во всех странах. Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону. Однако, в силу специфических обстоятельств данных дел, в национальных законодательствах закрепляется привязка к закону страны суда (ст. 1200 ГК РФ). Спец. правила могут также содержаться в отдельных двусторонних договорах. В частности, в соответствии с положениями российско-кубинского договора 1984 г. объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебное учреждение страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было живым. Подобные предписания зафиксированы и в др. договорах (Монголия, Чехия, КНДР) многосторонней конвенции о правовой помощи 1993 г., заключенной в рамках СНГ.

- личный закон ФЛ: означает применения права того государства, которому принадлежит участник правоотношений. Применяется для определения право и дееспособности ФЛ, для регулирования брачно-семейных и наследственных отношений, а также для характеристики и защиты личных неимущественных прав (право на имя). Может определяться либо с точки зрения гражданства, либо с точки зрения постоянного места жительства. В РФ системное образование КН, при этом общим правилом является закон гражданства, а специальные правила устанавливают применения закона постоянного места жительства (ст. 1095 ГК РФ).

Помимо перечисленных выше проблем, при применении коллизионных норм в МЧП возникает еще одна - проблема взаимности . Предоставляет ли государство в ответ на предоставление прав его гражданам и юридическим лицам аналогичные права гражданам и юридическим лицам государства, применяющего его право? В случае положительного ответа на этот вопрос, можно говорить о наличии взаимности, необходимость существования которой объективно предопределяется взаимозависимостью и взаимосвязанностью государств в современном мире, принципом их суверенного равенства.

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве .

Как видно из приведенного определения, в доктрине и практике МЧП можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в данном иностранном государстве отечественные граждане и предприятия. В качестве примера проявления такого вида взаимности можно привести, в частности, зафиксированное в некоторых международных договорах право инвестора на выплату иностранным государством компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложения или право иностранца на необложение налогом его доходов от авторских прав и лицензий в государстве их возникновения.

Вместе с тем количество случаев закрепления в национальном законодательстве или в международно-правовых документах норм о материальной взаимности сравнительно невелико. Это объясняется существующими различиями в правовых системах современных государств, наличие которых исключает возможность предоставления физическим и юридическим лицам одинакового набора прав в разных странах.

Например, россиянин, как и любой другой иностранный гражданин, имеет в США право на защиту своих гражданских прав в суде присяжных. В то же время американец не может воспользоваться аналогичным правом в России, так как в нашей стране подобный судебный орган осуществляет правосудие лишь в отношении некоторых категорий уголовных дел. Даже в случае предоставления аналогичных прав для иностранцев во внутреннем законодательстве другого государства, их фактический объем может не совпадать в силу исторических и национальных особенностей правового регулирования соответствующих отношений в такой стране (например, право иностранца на частную собственность на землю).



Поэтому сегодня гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности . В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства.

Так, например, ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г. устанавливает: «Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны. Это относится также и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон».

В свою очередь, п. 2 ст. 398 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. определяет, что «иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями». Соответствующие положения нашли закрепление и в ст. 254 АПК РФ. В указанных случаях речь идет о предоставлении иностранным субъектам национального режима на территории другого государства в процессуальной сфере.

Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, положения п. 2 ст. III Соглашения между Правительством Канады и Правительством СССР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 ноября 1989 г.: «Каждая из Договаривающихся Сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства».



Характерной особенностью формальной взаимности является то, что иностранным гражданам в другом государстве предоставляются права, которыми обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством такого другого государства.

В соответствии с доминирующей в доктрине МЧП точкой зрения взаимность не является необходимой предпосылкой для применения иностранного права. Другими словами, ее отсутствие не препятствует, как правило, использованию коллизионных норм, отсылающих к законодательству другого государства. В нашей стране данный принцип получил нормативное закрепление в ст. 1189 ГК РФ, которая устанавливает, что «иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное».

Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом ряде отечественных и зарубежных нормативных правовых актов до сих пор можно встретить прямое указание на необходимость соблюдения принципа взаимности не только как на условие применения иностранного права, но и как на неотъемлемую составляющую процесса предоставления определенных прав. Так, например, в ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ прямо указывается, что «при отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом». Таким образом, действие начала взаимности на сегодняшний день еще нельзя считать полностью исключенным из сферы коллизионного права.

В тех случаях, когда государство совершает действия, направленные на необоснованное дискриминационное ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц другой страны, последняя может принять ответные ограничительные меры, которые в международном праве принято именовать реторсией . Под ней следует понимать правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации (см., например, ст. 47 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

В законодательстве РФ возможность применения реторсии зафиксирована в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Подобные положения также предусмотрены ч. 4 ст. 398 ГПК РФ, ч. 4 ст. 254 АПК РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.


Глава 4

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА
В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Обусловлено ли применение иностранного права, к которому отсылает российская коллизионная норма, взаимностью? Должен ли российский суд, прежде чем обратиться, следуя велению коллизионной нормы, к иностранному праву, установить, применяется ли в соответствующей стране (в сходной ситуации) российское право? Зависит ли от этого обстоятельства решение суда: применить иностранное право или отказать в его применении?

Ответ на все эти вопросы опирается на начало, прочно закрепившееся в отечественной доктрине и практике: применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер. Выражением такого подхода к проблеме применения иностранного права являются правила ст. 1189 ГК РФ, а также ст. 1199 Модели ГК для стран СНГ и соответствующих статей гражданских кодексов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Узбекистана. Одно из этих правил ГК РФ заключается в следующем: иностранное право применяется независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. Другое правило уточняет понимание такого исключения: в случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Тема взаимности в международном частном праве не ограничивается сферой действия коллизионных норм; она включает и вопросы применения материально-правовых предписаний, и прежде всего правил, определяющих гражданско-правовое положение иностранных физических и юридических лип исходя из национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В области частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, взаимности придается значение специального правового института, различающего "материальную" и "формальную" взаимность.

"Материальная " взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица. Различия в праве, естественно, ограничивают возможность сколь-нибудь широкого применения материальной взаимности, хотя и не исключают ее.

"Формальная" взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. В международном частном праве преобладает определение правового режима иностранцев на основе "формальной" взаимности.

С вопросом о взаимности связано введение так называемых ответных ограничений (реторсий ). Реторсии являются правомерными с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства. Речь идет именно о дискриминационных актах – т.е. об актах, специально нарушающих права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсии, тогда как права граждан и организаций других иностранных государств не нарушаются. Ответные ограничения должны быть соразмерны и адекватны. В ст. 1194 ГК РФ реторсии определяются как устанавливаемые Правительством РФ ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Сходные нормы предусматриваются в ст. 1203 Модели ГК для стран СНГ, соответствующих статьях гражданских кодексов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Об основаниях и порядке введения ответных мер, ответных ограничений говорится в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 40), АПК РФ (ч. 4 ст. 254), ГПК РФ (ч. 4 ст. 398), некоторых других федеральных законах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Взаимность, понятие и виды

2. Реторсия, понятие и особенности

Заключение

Введение

Проблема взаимности непосредственно связана с такой объективностью современного мира, как взаимозависимость государств. Наше государство неизменно выступает за укрепление экономических, научно-технических, культурных и иных связей с другими странами, если и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия. Равноправие находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов. Без этого сотрудничество между странами невозможно.

1. Взаимность, понятие и виды

Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Как видно из приведенного определения, в доктрине и практике международного частного права можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в данном иностранном государстве отечественные граждане и предприятияБогуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Международные отношения, 2003. - 354 с. 1. В качестве примера проявления такого вида взаимности можно привести, в частности, зафиксированное в некоторых международных договорах право инвестора на выплату иностранным государством компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложения или право иностранца на не обложение налогом его доходов от авторских прав и лицензий в государственных их возникновения.

Вместе с тем количество случаев закрепления в национальном законодательстве или в международно-правовых документах норм о материальной взаимности сравнительно невелико. Это объясняется существующими различиями в правовых системах современных государств, наличие которых исключает возможность предоставления физическим и юридическим лицам одинакового набора прав в разных странах.

Поэтому сегодня, гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности. В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства.

В свою очередь, ч.2 ст.398 ныне действующего ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. определяет, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациямиГражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. (с изм. от 09.11.2009г.) .

А ч.1 этой же статьи предоставляет аналогичные права иностранным предприятиям и организациям. В указанных случаях речь идет о предоставлении иностранным субъектам национального режима на территории другого государства в процессуальной сфере.

Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, положения п.2 ст.3 Соглашения между Правительством Канады и Правительством СССР о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 20 ноября 1980г.: "Каждая из Договаривающихся сторон предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов другой Договаривающейся Стороны на своей территории режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет капиталовложениям или доходам инвесторов любого третьего государства".

Характерной особенностью формальной взаимности является то, что иностранным гражданам в другом государстве предоставляются права, которым обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своей стране.Лебедев С.Н. О природе международного частного права//Сов. ежегодник меж-дународного права. 1999.- М., 2004.- С. 61-80 В то же время иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством другого государства.

Вместе с тем в целом ряде отечественных и зарубежных нормативных правовых актов до сих пор можно встретить прямое указание на необходимость соблюдения принципа взаимности как на условие выполнения определенных обязательств.

2.Реторсия, понятие и особенности

Непосредственно с принципом взаимности связана возможность применения ответных ограничительных мер, именуемых реторсией. Под реторсией в международном частном праве понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности по отношению к соответствующему государству Сытник А.М. - Международное частное право - высшая математика юриспруденции. - 240 с. . Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения. В соответствии с нормами международного права применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа не дискриминации.

Часть третья Гражданского Кодекса РФ содержит общее правило по вопросу о реторсии, согласно которому Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194).

Возможность применения реторсии установлена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (п. 4 ст. 398 ГПК РФ).

Аналогичное правило установлено п. 4 ст. 254 АПК РФ. Возможность применения ответных ограничений приобретает особое значение в связи с тем, в каком сложном положении оказались после распада СССР в некоторых странах наши соотечественники. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривают в необходимых случаях соответствующие меры, допускаемые современным международным правом и используемые в мировой практике, по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников.Сытник А.М. - Международное частное право - высшая математика юриспруденции. - 240 с. К числу таких мер относится сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, отмена льгот физическим и юридическим лицам соответствующих государств, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации.Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. (с изм. от 09.11.2009г.)

Такой подход получил дальнейшее подтверждение в Концепции внешней политики Российской Федерации (2000г.), в которой предусмотрено, что Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают. В Концепции, в частности, подчеркивается, что непременным условием развития отношений с Литвой, Латвией и Эстонией и взаимовыгодного сотрудничества с этими странами «является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения». В области внешнеторговой деятельности применение ответных мер предусмотрено Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г.

В этом Законе предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории РФ (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40). Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Гражданин РФ, постоянно проживающий в иностранном государстве, устроился там, на работу по трудовому договору в одну из частных фирм. Спустя некоторое время он поступил в один из местных вузов. После зачисления в ВУЗ гражданин РФ потребовал от своего работодателя предоставить ему льготы как лицу, совмещающему работу с обучением (дополнительный отпуск, сокращение рабочего времени и т.д.). При этом работник ссылался на нормы российского законодательства.

Владелец фирмы, не возражая против сокращения рабочего времени, отказался предоставлять россиянину дополнительный отпуск, ссылаясь на то, что в трудовом праве данного государства нет нормы, предоставляющей работникам такую льготу.

Кто прав в данном споре?

Право, какого государства применяется для регулирования трудовых отношений граждан РФ за рубежом?

В сложившейся обстановке следует заметить, что на вопрос «кто прав в данном споре» уместно будет сказать, что согласно ст.173 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику дополнительные отпуска в определённых случаях, более подробно рассмотренных в вышеуказанной статье ТК РФ. Но это всё касается, непосредственно, Российской Федерации, и трудовых споров на её территории. Тогда будет прав работник.

А что касается второго вопроса, то если Российская Федерация не имеет международных договоров по трудовым вопросам с государством, в котором пребывает, работает и учится гражданин РФ, то по отношению к данному гражданину РФ будет применяться законодательство той страны, в которой он непосредственно находится.

Заключение

В настоящее время очень сильно возросло значение таких понятий, как «взаимность» и «реторсия». Их наличие заключается одновременно в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве, а также в принудительных действиях государства в ответ на недружественный акт иностранного государства, поставившего в дискриминационные условия физические и юридические лица российского государства. Порой, проанализировав российское законодательство, делаешь вывод, что иностранные граждане обладают огромным спектром прав, почти таким же, как и граждане нашей страны. А в ответ, россияне в других странах, таких, как например Китай, имеет совсем немного прав, что порой выражается в спорах, негодованиях и т.д. Я считаю, что вопрос прав иностранных граждан в РФ, и наоборот, открыт, и требует вмешательства, и более тщательного внимания к себе со стороны Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. 1993г.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. (с изм. от 27.12.2009г.)

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. (с изм. от 09.11.2009г.)

4. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Международные отношения, 2003. - 354 с.

5. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для ВУЗов, 2009. - 425 с.

6. Дмитриева Г.К., Ануфрева Л.П. Международное частное право. 3-е изд., перераб. и доп. 2008. - с.656

7. Лебедев С.Н. О природе международного частного права//Сов. ежегодник международного права. 1999.- М., 2004.- С. 61-80

8. Маковский А.Л. Проблема природы международного частного права в советской науке//Труды ВНИИСЗ.- 29.- М., 1984.- С. 206-224

9. Сытник А.М. - Международное частное право - высшая математика юриспруденции. - 240 с.

Подобные документы

    Анализ правового положения трудовых отношений в международном частном праве. Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом. Порядок правового регулирования несчастных случаев на производстве. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2014

    Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений международного характера. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации, российских граждан за рубежом. Основные концепции "увечных" дел. Сущность общей концепции деликтных обязательств.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие, сущность, структура и виды коллизионных норм, пределы и условия их применения. Механизм коллизионного регулирования, взаимность и реторсии. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2015

    Коллизионные вопросы права собственности и национализация в международном частном праве. Правовой режим иностранных инвестиций. Право собственности иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации и российских юридических лиц за рубежом.

    презентация , добавлен 02.08.2015

    Направления международной миграции рабочей силы. Международное правовое регулирование труда: понятие, источники, принципы. Субъекты трудовых отношений в международном частном праве. Трудовые права российских граждан, иностранных граждан и эмигрантов в РФ.

    реферат , добавлен 03.01.2010

    Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом. Наследование в международном частном праве государств-участников Содружества независимых государств. Изучение особенностей положения "выморочного" имущества в праве.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера. Признание браков, заключенных за рубежом. Правоотношения между супругами. Расторжение брака в международном частном праве. Правоотношения между родителями и детьми.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2010

    Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства. Правовое положение иностранных юридических лиц и правовое положение государства в Международном частном праве.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2010

    Особенности форм наследования: по завещанию и наследование по закону. Решение о принятии наследства. Наследственные права иностранных граждан на территории в РФ. Охрана наследственных прав российских граждан за рубежом. Время открытия наследства.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2011

    Основные аспекты и значение наследования в международном праве, его понятие и сущность. Универсальное правопреемство. Наследование по завещанию, по закону. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за границей.

Загрузка...